Holder (holder_blog) wrote,
Holder
holder_blog

Categories:

Экспериментальная Психофизическая Фотолаборатория Тимура Хисамутдинова

Фотографирование сегодня одно из самых популярных видов искусства. Модные фотоаппараты и современные технологии позволяют создавать настоящие шедевры. Но секрет хороших фотографий кроется не только в профессиональном аппарате, очень много зависит от самого фотографа. На эту тему хочется вспомнить один анекдот: «Фотограф на вечеринке показал свои снимки. Хозяйка: «Какие восхитительные фотографии! У Вас, видимо, очень дорогой и хороший фотоаппарат!». Фотограф промолчал, но в конце вечера заметил: «Спасибо, ужин был великолепен. У Вас, наверное, очень хорошие кастрюли!». Думаю, комментарии излишни.

Об искусстве фотографирования мы сегодня беседуем с фотографом, руководителем «Экспериментальной Психофизической Фотолаборатории», автором популярных фотопроектов, Тимуром Хисамутдиновым.



Тимур, когда ты впервые взял фотоаппарат в руки?

Фотоаппарат я взял тогда, как только начал уметь что-то держать в руках. Потому что мой папа фотограф и фотоаппараты были в семье всегда. Но осознанно я взял его в руки лет в 5, когда папа просил что-то сфотографировать. Он объяснял мне куда смотреть, куда нажимать.  А мой личный аппарат появился  в 7 лет. Он назывался «Смена 8М», был такой советский фотоаппарат. Раньше конечно не было никаких автоматических фотолабораторий, поэтому я делал все сам: проявлял, печатал.

То есть получается, что это семейная традиция?

Да. Получается, что это у нас семейное. 

А помнишь, что было на первых фотографиях?

Помню. Одноклассников фотографировал.  Мы выходили на улицу у школы. Она находилась  около Дворца Пионеров. Там когда-то стоял самолет -  настоящий АН-24, мы его и фотографировали со всех сторон. Сейчас его там уже нет.

Одноклассники завидовали тебе?

Дело было в том, что в школе работал фотокружок, который вел папа. Соответственно, кто хотел тот тоже занимался.

Тимур, а с какого примерно возраста ты начал фотографировать более осознанно?

Вообще я фотографировал всегда. О тонкостях  начал задумываться лет в 17 примерно. До этого просто фотографировал, документировал жизнь свою, друзей, поездки всякие. А в 17 я стал задумываться о выдержке, диафрагме, экспозиции, глубине резкости. Это еще было связано, конечно, с появлением зеркального фотоаппарата.  У меня было 3 фотоаппарата: «Смена 8М», «Ломо – Компакт», который утонул в водном походе,  позже папа мне дал зеркальный «Зенит», и я стал его осваивать.

Давай поговорим о твоих фотоэкспериментах. У тебя есть собственная группа Вконтакте «Экспериментальная Психофизическая Фотолаборатория». Объясни, пожалуйста, название и как родилась сама идея проведения подобных экспериментов?

Здесь на самом деле сыграла моя склонность к сложным названиям))) Вообще этот проект  представляет собой некий симбиоз любимых дел, которыми я занимаюсь всю жизнь. С 12 лет я увлекаюсь психологией и всем, что с ней связано. Я закончил психологический факультет УдГУ. Психология плюс фотографирование и родили мой проект.  Более того, в одно время я стал задумываться о том, что люди проводят выставки разные, а почему бы и мне не провести что-нибудь. Но чтобы организовать выставку, нужна была какая-нибудь хорошая идея, и я стал думать. Сначала я просто хотел собирать людей, давать им какое-то задание, и они должны были что-то изображать. Потом  это все обросло смыслами, концепциями. В результате, переросло в  конечный проект. Его суть в том, что человек проявляет такие свои эмоции, которые он не проявляет в своей обыденной жизни.  Иными словами, я прошу выразить такие эмоции, возможно на которые человек не обращает внимания, либо вовсе не знает о них.  Первый эксперимент со зверями был пробный. То, что было потом, получилось гораздо лучше первого.




А сложно ли было просить людей проявлять те эмоции, которые они не выражают в обычной жизни?

На самом деле мы играли. Это был некий театр. Потому что когда просишь, получается неестественно  и ненатурально. Но, тем не менее, наигранность присутствовала, особенно в первых экспериментах. А все потому, что людям сложно с непривычки сразу расслабиться и изобразить то, что нужно было. Для них, по сути, получился сеанс актерского мастерства.  Да, было сложно. Особенно участникам.  А вообще все это происходило следующим образом.  Участник садился передо мной,  и я говорил: «Представь, что ты волк, на улице зима и тебе плохо, холодно и голодно, и что ты испытываешь при этом?». Одни просто играли, кривлялись, а некоторые на самом деле пытались найти этого мерзнущего несчастного волка внутри себя.  Так же и с детским экспериментом. Но там было проще, потому что каждый был когда-то ребенком. Нужно было просто вспомнить и проявить свои  детские эмоции. 

 
 

А в чем суть эксперимента «Конец цитаты»?

Его суть в том, что  у каждого читающего человека есть такая книжка, которая очень повлияла на него. В этой книжке все равно есть какие-то мысли, фразы, которые чем-то зацепили людей, возможно даже изменили что-то в них. Плюс я предлагал использовать еще специальную индийскую технику –  мантру, когда что-то повторяешь одно и потом настолько верить начинаешь! Вот человек садился и цитировал, цитировал… Первые пару минут я просто не фотографировал, а потом уже человек проникался смыслом фразы, ее содержанием и в итоге  что-то получалось. Он не просто говорил языком, все его лицо говорило, мимика, жесты, телодвижения…  Руки заламывались так, чтобы слушатель понял весь глубинный смысл, который был заложен в эту фразу, а не просто набор слов. Таким образом, я не ставил задачу изобразить, мы добивались состояния.




Как выбираешь фотографии из всего множества получившихся?

Выбираю по ощущениям. Смотрю и говорю: «Да, это то». Сначала выбираю 10 снимков, потом из них 3 лучших. И в итоге, оставляю лишь один. Некоторые не соглашались с моим выбором, но это авторский взгляд. Всем участникам я отдавал фотографии в полном количестве.

Как выбиралось счастье в проекте Homo Faustus («Человек счастливый»)?

Каждый приходил со своим счастьем и рассказывал о нем. В психологии есть такое понятие как синестезия, когда воспоминания вызывают состояние. Например, запах, случайно услышанный на
улице, вызывает у тебя в голове целый пласт воспоминаний из детства или только небольшой отрывок.  Ты услышал этот запах на юге допустим, и у тебя вся картина всплыла со звуками, с красками. И это происходит лишь от одного запаха. Вот и в этом эксперименте было то же самое: они вспоминали что-то, а потом рассказывали. Поскольку этот момент потряс их когда-то, они снова переживали те эмоции, которые испытывали в первый раз, они все переживали заново. 




В каком из проектов сложнее всего было работать с участниками?

Всегда было очень весело и хорошо. Никогда никто не говорил: «Ну вот, ничего не получается, давай еще раз и еще раз…». Люди сами приходили ко мне, сами хотели поучаствовать, пытались что-то сделать,  поэтому  особых сложностей мы не испытывали. Все на бесплатной и добровольной основе. У меня у самого не было четкой картины того, что должно получиться. Мне нужно было, чтобы человек раскрылся, чтобы что-то пережил во время съемки. Сложности возникали уже при выборе фотографий.

А с профессиональными моделями работал?

Нет. Я избегаю работы с ними, потому что на них  маска, которую сложно снять и разрушить. В концепцию эксперимента они не вписываются, потому что мне нужны чистые эмоции, а профессиональная модель будет что-то изображать. К тому же у них свои капризы, требования, споры какие-то…

Где можно познакомиться с твоими работами?

 Вконтакте есть группа «Экспериментальная Психофизическая Фотолаборатория». Хотел сайт создать еще, но группы хватает. Когда отремонтируют студию, буду дальше снимать. Организую очередную выставку  в ВЦ «Галерея». А вообще я хотел бы эти проекты по другим городам возить. Но надо хотя бы 10 экспериментов набрать.

А какой будет следующий эксперимент?

Это будет «Коллекция поцелуев».  Я считаю, что когда мы целуем любимого человека, игрушку, вещь, то погружаемся в определенное состояние эйфории. И моя задача эту эйфорию показать. Целовать на самом деле можно все, что угодно.

Наверняка, у тебя есть какие-то свои секреты.

Для меня вообще фотография это замороженный свет. И моя задача как фотографа заморозить этот свет красиво и содержательно, чтобы было, что испытать, посмотреть, пережить.  Я противник постобработки, в результате получается не фотография, а дизайн. Это вообще уже отдельное направление. И мой секрет больше в том, что я разговариваю со своими моделями, раскрываю их. Я всегда был против позирования, потому что все это смотрится очень смешно. Каждый человек индивидуален, и зачем загонять его в какие-то рамки, создавать шаблоны для него?  Я пытаюсь найти в каждом человеке индивидуальность, пытаюсь найти в нем то, что может быть он и сам не знает.  На это действительно интересно посмотреть.

Какие советы ты можешь дать начинающим фотографам?

Очень сложный вопрос. Ну, во-первых, нужно все равно какие-то базовые понятия изучить:  что такое выдержка, диафрагма, что происходит, когда их меняешь. Представлять что такое композиция, но хотя представление о ней это как музыкальный слух: либо оно есть, либо его нет. Чувство композиции на самом деле индивидуально. А потом нужно найти свою фишку, свой ракурс, понять, что тебе интересно.



То есть искусству фотографирования можно научиться?

Тут не искусство фотографирования. Фотоаппарат - это инструмент заморозки картинки. Тут искусство больше увидеть что-то как-то так, чтобы потом было классно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment